decor
1778

Изобретения Ивана Кулибина

Вот он какой механик-самоучка

Иван Кулибин создал изобретения, без которых нельзя представить современный мир: оптический телеграф, водоход, машины для добычи соли, мельницы, водяное колесо, даже фортепиано.

Екатерина II ценила своего мастера и наградила его специальной именной золотой медалью на Андреевской ленте с надписью «Достойному. Академия наук – механику Ивану Кулибину».

Кулибин-012.jpg 772.09 KB


Конечно, список его работ можно продолжить – геодезические, гидродинамические и акустические приборы, готовальни, астролябии, электрические банки, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, солнечные и иные часы, барометры, термометры, ватерпасы, точные весы. Это все сделано в мастерских под руководством Кулибина. Одних только чертежей – от чертежей оптических и физико-химических приборов до грандиозных проектов мостов, машин, судов и зданий – он оставил после себя около 2000 штук.

Иван Кулибин старался создавать механизмы, чтобы они служили отечеству и помогали людям. Хотел облегчить бурлацкую долю и придумал водоходное судно. Он использовал конструкцию, состоящую из двух колес с лопастями, которые приводились в движение при помощи энергии воды. Испытания доказали эффективность водоходных судов по сравнению с бурлацкими суднами, однако разработка оказалось недооцененной и так и не вошла в применение.

В течение 30 лет исследователь разрабатывал проект одноарочного моста через Неву. Правда, строительство нового полноценного моста в Петербурге так и не началось. Кулибин изготовил действующий макет, где рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста. И это при том, что теории мостостроения в те времена еще не существовало. Одноарочный мост, который предлагал Кулибин, как бы парил над Невой, касаясь земли только в двух точках – на правом и на левом берегах. И его не требовалось бы разводить, а океанские суда могли бы входить в порт не только ночами, но и в любое время суток.

Кулибин-022.jpg 711.36 KB


Кулибин создал самокатку, ставшую прообразом велосипеда и легкового автомобиля. Именно русский механик придумал конструкцию «подъемного кресла». Теперь это изобретение называют первым в мире лифтом.
Для героя Очаковского сражения он создал механический протез, да такой удобный, что офицер даже смог пройти с ним войну 1812 года. Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, после войны с Наполеоном началось во Франции. Совпадение?

Нельзя сказать, что при жизни Иван Кулибин получил то признание, которое ему полагалось за его труд. Однако уже в 1819 году широкой общественности стало известно про чудо-разработки изобретателя-самоучки благодаря публикации Павла Свиньина «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения». Вот только масштаб открытий русского гения удалось оценить лишь спустя много лет, когда подтвердилась жизнеспособность многих так и не реализованных им разработок.

Подробнее